«Все дети рождаются быть успешными». 12 декабря 2013 года в читальном зале библиотеки МБОУ «Гимназия № 5» состоялся «круглый стол» по вопросу «Организации работы с одаренными детьми в общеобразовательных учреждениях: проблемы, опыт, технологии». Участниками обсуждения были педагоги начальных классов города. Открывая заседание, руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов Н.П.Пашинская, рассказала о стратегических изменениях в системе образования. Более подробно остановилась на том, что в настоящее время всё более актуальной становится проблема работы с одаренными детьми. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Заместитель директора по УР Л.А.Михеева представила программу «Умный ребенок», целью которой является создание системы по выявлению, развитию и поддержки интеллектуальных, творчески одаренных и высокомотивированных детей в начальной школе. Новизной представленной программы является то, что она носит интегрированный характер, так как ориентирована не только на расширение знаний в области языка, математики, но и на формирование и корректировку умственных способностей, психосоциальной (аффективной) сферы ребенка, творческое развитие. Период начального обучения–основополагающий в развитии и становлении личности. Следовательно, максимум усилий для выявления и развития общих способностей детей надо прилагать в младшем школьном возрасте. При этом необходимо использовать специальные методы выявления одаренных детей- прежде всего соответствующие психологические тесты, т.к. успехи на олимпиадах и в обучении не могут служить единственным или даже основным способом выявления одаренности. Было акцентировано внимание на системе психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся, которая объединяет усилия педагогов и психологов для оказания поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Опыт показывает, что такая система сопровождения позволяет создать оптимальные условий для сохранения психологического и физического здоровья и формирования созидательной направленности личности ребенка. По вопросу обсуждения выступили представители всех образовательных учреждений и среди многих затронутых вопросов, в отношении которых возникли оживленные дискуссии, были: отсутствие общепринятой парадигмы одаренности и, как следствие, эклектика в практической деятельности с такой категорией детей; необходимость в методическом и технологическом обеспечении выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей; квалифицированное психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и отсутствие программ повышения квалификации педагогов (учителей, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов), ориентированных на это. В заключение «круглого стола» участниками были подведены итоги: - работа с одаренными и высокомотивированными детьми должна вестись в каждом образовательном учреждении; -необходимо использовать психолого-педагогические методы выявления актуальной и потенциальной одаренности (наряду с анализом успешности школьника в учебной и внеучебной деятельности); - нужна специальная подготовка педагогов для организации эффективной работы с одаренными и высокомотивированными детьми; - для более эффективной, качественной и результативной работы по обсуждаемому вопросу необходимо создание муниципального центра «Одаренные дети», в состав которого войдут опытные педагоги, которые, объединив способных детей по выявленным типам одаренности, а также, собственные усилия, будут осуществлять развитие и поддержку одаренных и высокомотивированных учащихся.
Зам.директора по УВР МБОУ «Гимназия № 5» Л.А.Михеева
|